Севастополь 1-7 апреля 2017. Вторая неделя курса "Bareboat Skipper"

В течении первой недели обучения в ноябре, мы с жадностью поглощали всю информацию: о яхте, о парусах, о радиопереговорах - да обо всем что касалось моря. Нам хотелось самим попробовать рулить яхтой, управляться со шкотами, поднимать/опускать якорь. Всё интересно.

Сейчас, на второй и завершающей неделе, нам предстояло сдать экзамены. Поэтому акцент резко сместился в сторону зубрежки теории. Мы затарились всевозможной литературой и за пару недель до поездки я начал методично штудировать раздел за разделом. Честно говоря, сухая теория плохо лезла в голову. Например выяснилось, что после часа изучения морских терминов я могу вспомнить только те, с которыми реально приходилось сталкиваться на практике. Вроде, открываешь картинку - всё понятно: Starboard quarter, Shrouds, Hallyards... А закрываешь - ничего не вспоминается кроме Грота и Стакселя :(

На самом деле, для русского человека вся эта морская терминология из учебника - адский ад. Например: никак не можешь вспомнить что называется английским термином Backstay. Ну, думаешь себе, сейчас я посмотрю как это называется по русски и сразу все прояснится. Смотришь по русски - это Ахтерштаг, твою мать...

Иногда, эта английско-голландско-французская смесь терминов просто издевается. Например, судовой колокол по русски называется Рында, и есть такая известная команда для подачи сигнала: "Рынду бей!". Но оказывается, английские моряки, обучавшие матросов Петра-I, говорили "Ring the Bell!" (звонить в колокол), А в сознании простого крестьянина это непостижимым образом трансформировалось в "рынду бей", и вот эту Рынду мы сейчас и вынуждены изучать...

Забегая вперед скажу, что самой полезной литературой для сдачи экзамена, оказался учебник IYT. В других книжках могло быть более полное описание, или более понятные рисунки, но только в этом учебнике были ответы на экзаменационные вопросы, причем именно в правильной формулировке.


Итак суббота, 1 апреля.

Пензенская команда еще с четверга едет на своей машине. А я лечу рейсом 9:15-11:50 из Москвы на горбатом Боинг-747, под завязку забитым туристами, и на 12:20 у меня куплен билет на маршрутку в Севастополь за 500 руб. В Москве ночью шел снег, самолет долго моют и вылетает он с 20 минутным опозданием. В полете 15 минут нагоняет и приземляемся мы почти по расписанию.

Но дальше начинается жесть. У меня в запасе было 30 минут до маршутки. Багажа у меня - только сумка через плечо, поэтому задержек с получением багажа не предвидится. Но после приземления, самолет 10 минут катается по взлетной полосе. Наконец он останавливается, но 10 минут никого не выпускают. Я начинаю нервничать - мои полчаса запаса тают на глазах! Наконец мы выходим из самолета, садимся в автобус, и он везет нас к зданию аэропорта. Озираясь по сторонам, я вообще не вижу аэропорта - мы стоим где-то в чистом поле, и до ближайших строений надо ехать полчаса по грунтовой дороге с рытвинами. Автобус жутко скрежещет днищем на каждой яме, ползком пробираясь в объезд ухабов. Становится ясно - на маршрутку я опаздал...

Но через 10 минут после того как маршрутка должна была отправиться, мне звонит диспетчер трансагентства и спрашивает: когда-же я наконец приду! То есть, маршрутка еще ждет меня! К этому времени нас почти довезли до аэропорта, я прошу подождать меня еще 5 минут и диспетчер соглашается. Подъезжаем, выбегаю на улицу, пытаюсь понять какая из десятка маршруток моя. Стоит будка этого трансагенства, но в ней нет никого - куда бежать? Пытаюсь перезвонить диспетчеру, но звонок не проходит. Вдруг, откуда-то появляется этот самый диспетчер и сажает меня в маршрутку с тремя уже очень злыми пассажирами. Фу...

Через 2 часа я в Севастополе, на троллейбусе N4 за 10 рублей еду через весь город, в 15:00 мы встречаемся на причале и тут-же выходим в море отрабатывать постановку на якорь и швартовку. Выходим на яхте Mojito - на той самой, на которой мы жили в ноябре. Но в отличие от ноября, сейчас светит солнце - красота!

Оказалось, что вместе с нами учиться будут два парня из Мурманска, яхта будет базироваться на причале без туалета и душа, один туалет на яхте уже забился и не работает. В итоге мы решаем поселиться в гостиннице - благо своя машина. Не без труда находим через booking.com гостинницу - либо все распродано, либо номера только с одной двуспальной кроватью.


Подробно описывать дальнейшее не буду. Коротко:

  • Все обгорели в первый же день, и ходили с красными мордами :) Резко всем понадобились шапки с козырьком, солнцезащитные очки и крем. Только Чугреев, закаленный Таиландом, гордо отказался от всякой защиты, хоть обгорел сильнее всех и на третий день начал облезать.
  • Пензенская команда постоянно отвлекалась на получение Российских прав ГИМС (кажется ВВП). Они сдавали теоретический экзамен, потом практический - езда на тузике, потом ездили получать корочки. Все это сопровождалось нервотрепкой: кто-то забыл взять фотографии, кто-то вообще не взял никаких документов. Но в итоге все кончилось хорошо.
  • В воскресенье мы приняли непосредственное участие в празднике фрегата "Херсонес". Швартовались на Графскую пристань и для нас провел экскурсию по фрегату старший боцман. На память он дал мне кусочек дакронового паруса.
  • Парни из Мурманска регулярно демонстрировали завидную тягу к знаниям. Именно благодаря им, мы надежно закрепили многие вопросы, раз по сто выслушав объяснения инструктора про параллели, меридианы и компас.
  • К сожалению, мы потратили очень много времени на давно известную нам теорию, на непонятные ожидания (например вместо 8 утра выход в море откладывался до 10). Поэтому практических занятий в эту неделю у нас было маловато. Фактически их было всего 3.
  • Порадовал Влад - наш инструктор по первой неделе обучения. Пришел вечером, четко и доходчиво рассказал про особенности радиооператора, про особенности экзаменационных вопросов. Мы сели и без напряга, пока всё еще в памяти, сдали экзамен на радиооператора! Респект и уважуха Владу!

  • И вот наконец главный день - сдача экзамена на шкипера прибрежных вод.

    Почти все вопросы разобраны, ответы запомнены, шпаргалки заготовлены. Садимся на компьютеры, заходим на сайт trysail.ru и начинаем отвечать. Интернет раздается с мобильника, поэтому во время звонков сайт подвисает. Андрея посадили за ноутбук, на котором почти после каждого вопроса интернет пропадает и приходится заново обновлять страницу. Но тем не менее, все получается! Экзамен сдан!

    Теперь результаты экзаменов будут переправлены в Питерскую яхтенную школу, для нас закажут сертификаты, и вышлют их нам в течении 1-2 месяцев. После этого их надо будет раз в 5 лет заново подтверждать. Разумеется, небесплатно...


    В завершении немного фото:

    Учебный поход на Фиолент:

    И немного теории. Проанализировав трек, записанный во время нескольких галсов крутым бейдевиндом, видно, что яхта идет не круче 60 градусов. Так что поворачивать, как только объект прошел траверс, нельзя. Надо еще немного пройти, чтобы после оверштага суметь вырезаться на него:

    Подтверждение этого видно на треке перехода в Фиолент. Герман планировал обогнуть западную вешку. После того, как вешка прошла траверс, Герман выждал немного и повернул в точке А, планируя вырезаться в точку B. Но так круто яхта не шла, попали мы в точку С и пришлось делать ещё один галс: